Судьба самолетов, когда-то летавших в Air Astana

Если вы помните, свою операционную деятельность авиакомпания начала в 2001 году с трех, почти новых, Boeing 737 — двух 700-к и одного 800-го. Спустя какое-то время флот авиакомпании начал расширяться. Как правило, самолеты не задерживались во флоте больше, чем на 7 лет. Но бывали и исключения, о них мы напишем ниже. У каждого самолета, как и у человека, есть своя судьба. Кому-то было суждено уйти рано, кому-то дали вторую жизнь, но в целом очень интересно наблюдать за судьбой самолета, на котором ты может даже когда-то летал. Итак, по-порядку…

Как мы писали уже выше, стартовый флот авиакомпании состоял из трех Boeing 737. Все они были выведены из флота в 2007 году.

P4-BAS — один из первых самолетов авиакомпании и единственный Boeing 737-800 во флоте Air Astana. Свой путь начал в американской Sun Country Airlines, однако совсем скоро, — через год, был передан в лизинг Air Astana. Самолет 2001 года выпуска.  Сейчас он еще летает, но уже в цветах польской Enter Air.

У P4-CAS судьба печальнее. После Air Astana он летал в Air Berlin и затем в американской Sun Country Airlines, а уже в 2019 он был распилен. Это был один из двух Boeing 737-700 во флоте.

Второй Boeing 737-700 — P4-DAS, сейчас успешно летает в Боливии в Boliviana de Aviacion. До этого он успел полетать в Air Berlin и Якутских авиалиниях. 


Air Astana P4-BAS
Boeing 737-8Q8 Air Astana Фото: © Sergey Riabsev
Boeing 757 Air Astana P4-EAS
Boeing 757-2G5 Air Astana Фото: © Алексей Игнатьев

В 2003 году авиакомпания приступила к эксплуатации нового для нее типа самолета — Boeing 757. Все они летали вплоть до 2020 года.

P4-EAS — первый Boeing 757-200 во флоте авиакомпании. Совершил первый полет в 1998 году. В авиакомпанию пришел в 2003 году. Сейчас он на хранении в испанском Лерида (ILD).  Аналогичную историю имеет и P4-FAS.

У P4-GAS более печальная история — после эксплуатации самолета с 2004 по 2020 годы он был возвращен лизингодателю, а затем распилен.

P4-MAS — бывший «китаец» — China Xinjiang Airlines и затем China Southern Airlines. 1997 года постройки. В Air Astana пришел в 2006 году. Сейчас самолет на хранении в аэропорту Мараны (MZJ), Аризона, США.

P4-KCU — последний, пятый, Boeing 757-200, 1995 года выпуска и был самым старым среди 757-х во флоте авиакомпании. Сейчас он находится на хранении в аэропорту Гудьир (GYR), Аризона, США.

Fokker 50 Air Astana
Fokker 50 Air Astana Фото: © Николай Устинов
Так выглядит сегодня бывший P4-IAS Фото: © Jean Carlo Mosquera

Почти параллельно, в 2004 году Air Astana начала пополнять флот турбовинтовыми самолетами Fokker 50. В то время авиакомпании нужен был ближнемагистральный самолет небольшой вместимости, который мог бы выполнять полеты в города, куда был небольшой пассажиропоток. «Фоккеры» летали в основном на внутренних рейсах.

P4-HAS — первый турбовинтовой самолет во флоте Air Astana. Совершил свой первый полет в 1990 году. Был введен в эксплуатацию во флоте Air Astana в 2004 году. До этого летал в скандинавской SAS. В 2012 году его вернули лизингодателю. Сейчас самолет летает в Колумбии. Похожую судьбу имеют P4-IAS, P4-JAS, P4-KAS и P4-LAS.

P4-RAS — был последним, шестым, «Фоккером» во флоте Air Astana. Он полетал в Air Astana совсем недолго — с 2010 по 2012 годы, а в 2013 передан Avior Airlines, где и закончил свою карьеру. Сейчас самолет разобран на запчасти в Венесуэле.

A320 Air Astana


Air Astana A320 P4-PAS
Он же, теперь в качестве ресторана

Таким был P4-PAS после ухода из Air Astana Фото: © Andre Giam

Myanmar Yangon havalimanı uçak kazası. Aircraft crash airport. pic.twitter.com/3bhVhjeonW

— HavaSosyalMedya® (@HavaSosyalMedya) April 14, 2014

С 2006 года авиакомпания начала эксплуатацию самолетов европейского производителя — Airbus. Первым самолетом  концерна стал — Airbus A320.

P4-PAS — самолет 2004 года выпуска. До этого он летал в немецкой Aero Flight, однако из-за ее банкротства, в 2006 самолету нашли новых хозяев — Air Astana. Самолет успешно эксплуатировался до 2013 года, тогда и был возвращен лизингодателю. Следующим оператором, начавшим его эксплуатацию стал Golden Myanmar Airlines. 14 апреля 2014 года с ним произошло ЧП — он столкнулся с Airbus A319 Maynmar Airways. Удар пришелся на носовую часть самолета. Самолет был списан и с тех пор функционирует как самолет-ресторан.

P4-SAS — самолет 2003 года выпуска. Успел полетать в Hellas Jet, впоследствии обанкротившейся. Затем в Volare Airlines. В 2006 его начала эксплуатировать Air Astana. Успешно полетав до 2013 года, его вернули лизингодателю. Сейчас самолет летает в филиппинской Royal Air Philippines.

P4-TAS был уже получен напрямую с завода. Летал до 2013 года. После, был передан в Aegean Airlines. Сейчас летает в мокром лизинге от Avion Express в Pegasus Airlines.

P4-UAS  — получен с завода в 2006 году. Отлетав 6 лет был передан другому оператору — Small Planet Airlines. Сейчас он эксплуатируется в болгарской BH Balkan Holidays.

P4-VAS в 2007 году был поставлен с завода в Air Astana. В 2021 был передан FlyArystan, где и летал до недавнего времени. Можно сказать — последний из могикан. Очень немногие самолеты в Air Astana летали больше 7 лет. Этот отлетал 16 лет! Был возвращен лизингодателю 12 января 2023 года. С тех пор стоит на хранении в Любляне (LJU).

P4-WAS был получен новым в 2008 году. В 2014 передан Aegean Airlines. В данное время ожидается ввод в эксплуатацию в кипрской Airwaze.

P4-XAS — был получен в том же 2008 году. 25 сентября 2012 года с ним случился неприятный инцидент. При посадке в аэропорту Стамбула самолет задел хвостовой частью ВПП. Никто из пассажиров и члена экипажа не пострадал. Спустя какое-то время самолет отремонтировали, и он успешно эксплуатировался до 2014 года. Сейчас самолет также ожидает начала полетов в кипрской Airwaze.

P4-YAS — единственный Airbus A319 за всю историю Air Astana. Был получен с завода в 2008 году. Спустя 10 лет был возвращен лизингодателю. Сейчас летает в сербской Air Serbia.


A319 Air Astana P4-YAS


Airbus A321 Air Astana P4-OAS
Airbus A321 Air Astana Фото: © Алексей Игнатьев

Тот же самый P4-OAS у нового хозяина Фото: © Oliver Richter

В 2007 году Air Astana получила первые два Airbus A321.

P4-NAS — первый классический Airbus A321 во флоте. Он летал в Air Astana с 2007 по 2019 годы, но, к сожалению, в 2020 году он уже был распилен.

P4-OAS — второй классический A321. Имеет несколько иную судьбу, по сравнению с P4-NAS. Самолету дали вторую жизнь. Сейчас он летает в мальтийской SmartLynx Airlines, уже в грузовой версии (PCF). Покрашен в цвета DHL.

В том же, 2007 году, были введены в эксплуатацию первые широкофюзеляжные самолеты Boeing 767. Это позволило предоставить пассажирам более комфортные (по сравнению с Boeing 757) условия для перелетов на дальние расстояния. Оба самолета летали до этого в голландской KLM.

P4-KCA — первый Boeing 767-300 во флоте авиакомпании. Был взят в лизинг 10 летним в 2007 году. Эксплуатировался до 2014 года, пока не пришел ему на замену новый самолет. Сейчас летает в российской Azur Air. Такая же судьба и у второго самолета — P4-KCB.

В 2013 во флот пришел первый из трех заказанных Boeing 767-300. Кстати, последний полученный самолет стал последним произведенным пассажирским самолетом Boeing 767. На нем завершилось производство пассажирских Boeing 767.


P4-KCA Boeing 767-300 Air Astana


Embraer E190 Air Astana
Embraer E190 Air Astana Фото: © Николай Устинов

А вот бывший P4-KCG Фото: © Sieu Viet
SkyHigh даже не сменили регистрационный номер — P4-KCK Фото: © Cary Liao

Крыло P4-KCI Фото: © BAYAN

С 2011 Air Astana приступила к замене очень сильно устаревших Fokker 50 бразильскими  Embraer. Авиакомпания начала их получать с 2011 года и эксплуатировала их до 2019 года, когда на их место начали приходить E190 второго поколения, которые эксплуатируются и по сей день.

P4-KCC — первый Embraer E190 в Air Astana. Сейчас этот самолет не летает и находится на хранении. Такую же судьбу имеет и P4-KCD.

P4-KCE — летал во флоте, как и остальные Эмбраеры первого поколения, до 2019 года, когда их вернули лизингодателю. Затем до марта 2023 летал в польской LOT. Сейчас находится на хранении.

P4-KCF так же, как и KCE сейчас во флоте LOT Polish Airlines, но летает.

P4-KCG — был назван именем Хиуаз Доспановой — советской летчицей ВОВ. Сейчас самолет эксплуатируется в Myanmar Airways International.

P4-KCH, который летал с именем Дина, сейчас не летает и находится на хранении, так и не обретя нового хозяина.

А вот P4-KCI и KCK сейчас летают в доминиканской Sky High, причем с такими же регистрационными номерами.

С P4-KCJ, как вы знаете, произошел авиационный инцидент, после которого самолет обследовали и пришли к выводу, что к дальнейшим полетам он не пригоден. До февраля 2021 года он был на хранении, после чего был распилен на металлолом.

На этом все… пока.

Оставьте комментарий