Авиакомпания SCAT — яркий пример того, как компания смогла за четверть века подняться с одного 50-местного самолета Ан-24 до флота, состоящего из более 25 современных самолетов производства Boeing и Bombardier.
В 1997 году на базе АО «Шымкент Авиа» была основана авиакомпания SCAT (расшифровывается как Service Cargo Air Transport) на базе самолетов Ан-24 и Ан-2. Уже 10 марта 1998 года был выполнен первый рейс по маршруту Алматы-Кызылорда, а уже в 1999 году был выполнен первый международный рейс — Актау — Астрахань. С того времени флот постепенно расширялся и к 2005 году состоял из более двадцати воздушных судов Ан-24.
Популярный самолет в СССР
Самолет Ан-24 являлся вторым по популярности в СССР самолетом после Ан-2. Всего было выпущено около 1300 Ан-24 всех модификаций. Стартовый флот авиакомпании SCAT состоял из одного самолета Ан-24. Постепенно, авиакомпания начала приобретать самолеты, оставшиеся от советского Аэрофлота.
Согласно сайту Russianplanes, к 2002 году в авиакомпании насчитывалось 13 самолетов Ан-24 модификаций «Б» и «РВ». А за всю историю существования SCAT их флот насчитывал 25 самолетов Ан-24. Часть из них эксплуатировалась вплоть до 2014 года.
В 2014 году было создано дочернее авиапредприятие «Южное Небо», в него были переведены все самолеты Ан-24. Это было сделано с целью исключения авиакомпании SCAT из европейских воздушных ограничений. В данный момент из всего флота авиакомпании «Южное Небо» эксплуатируются только три ВС: UP-AN407, UP-AN417 и UP-AN423. Они летают по маршрутам Алматы-Балхаш, Алматы-Ушарал, Алматы-Урджар, Астана-Ушарал, Караганда-Жезказган, Караганда-Оскемен, Караганда-Туркестан, Оскемен-Зайсан, Семей-Урджар.
Помимо Ан-24 во флоте был единственный транспортный самолет Ан-26 с б/н UP-AN601. В 2015 году он был продан Space Cargo Inc. С этим самолетом связана одна интересная история.
Ниже, в таблице, можно ознакомится со статусами каждого ВС Ан-24 летавших в а/к SCAT.
Бортовой номер | Предыдущий б/н | Тип ВС | Статус |
---|---|---|---|
UP-AN404 | UN-26196 | Ан-24Б | неизвестно |
UP-AN405 | UN-46265 | Ан-24Б | на хранении |
UP-AN406 | UN-46271 | Ан-24Б | на хранении |
UP-AN407 | UN-46310 | Ан-24Б | эксплуатируется в а/к Южное Небо |
UP-AN408 | UN-46340 | Ан-24Б | на хранении |
UP-AN409 | UN-46368 | Ан-24Б | на хранении |
UP-AN410 | UN-46381 | Ан-24Б | на хранении |
UP-AN411 | UN-46421 | Ан-24Б | на хранении |
UP-AN412 | UN-46438 | Ан-24Б | на хранении |
UP-AN413 | UN-46500 | Ан-24РВ | на хранении |
UP-AN414 | UN-46626 | Ан-24РВ | на хранении |
UP-AN415 | UN-46664 | Ан-24РВ | на хранении |
UP-AN416 | UN-46672 | Ан-24РВ | в а/к Ангара RA-46672 |
UP-AN417 | UN-46699 | Ан-24РВ | эксплуатируется в а/к Южное Небо |
UP-AN418 | UN-47176 | Ан-24Б | на хранении |
UP-AN419 | UN-47258 | Ан-24РВ | на хранении |
UP-AN420 | UN-47270 | Ан-24Б | на хранении |
UP-AN421 | UN-47277 | Ан-24Б | на хранении |
UP-AN422 | UN-47284 | Ан-24Б | неизвестно |
UP-AN423 | UN-47350 | Ан-24РВ | эксплуатируется в а/к Южное Небо |
UP-AN424 | UN-47692 | Ан-24РВ | неизвестно |
UP-AN425 | UN-46763 | Ан-24Б | на хранении |
UP-AN426 | UN-47844 | Ан-24Б | на хранении |
UP-AN428 | UN-46448 | Ан-24Б | на хранении |
UN-46430 | СССР-46430 | Ан-24Б | порезан |
Среднемагистральный самолет
Для дальнейшего расширения географии полетов в ближнее зарубежье авиакомпании нужен был среднемагистральный самолет. В 2005 году во флот пришел такой самолет, с тремя турбовентиляторными двигателями — Як-42 с б/н UN-42428 (позже UP-Y4210), благодаря этому стало возможным совершать полеты в ближнее зарубежье — авиакомпания начала регулярные полеты в московский аэропорт Домодедово. В 2006 году к нему присоединился взятый в лизинг у Мотор Сiч UN-42410, позже став UP-Y4205. В 2008 борт уже был возвращен лизингодателю. С 2011 он не летает и находится на хранении в Запорожье.
В 2008 году флот пополнился еще одним воздушным судном Як-42 с б/н UP-Y4203, который эксплуатировался до 2015 года. Одним из его последних рейсов в авиакомпании был чартерный рейс Алматы-Тамчи. Сейчас самолет летает в российской Ижавиа. Что же касается UP-Y4210, то он находится на хранении в аэропорту Алматы с 2012 года.
«Свисток»
Также, в 2005 году авиакомпания намеревалась использовать Ту-134Б-3 UN-65695 взятый в лизинг у, как я понял, казахстанской GST Aero. Его даже успели покрасить в цвета а/к SCAT. Однако, по неизвестной причине, он так и не полетел и позже «свисток» ушел в российскую РусЭйр.
Первый «иностранец»
В 2007 году авиакомпания взяла в лизинг первое в своей истории воздушное судно иностранного производства — BAC 1-111 (б/н EX-086), однако оно эксплуатировалось совсем недолго и в 2008 году было уже возвращено лизингодателю. Основными маршрутами BAC 1-111 были Алматы-Костанай, Алматы-Актау, Алматы-Актобе, Алматы-Атырау, Алматы-Душанбе, Алматы-Тараз-Москва, Актобе-Москва, Астана-Санкт-Петербург. После эксплуатации в а/к SCAT самолет успел полетать в Djibouti Airlines и затем в сомалийской Osab Air. В 2009 самолет списали и сейчас он находится на хранении в аэропорту Рияда (RUH).
Если я не ошибаюсь, помимо EX-086, SCAT эксплуатировал какое-то время аналогичный тип ВС у а/к East Wing с бортовым номером UN-B1110.
Первый «Боинг»
Одновременно, в те же годы, во флоте авиакомпании какое-то время эксплуатировался Boeing 737-200 UN-B3707 (позже став UP-B3701 в авиакомпании starline.kz), взятый в лизинг у авиакомпании Air Almaty. Он эксплуатировался на тех же маршрутах, что и BAC 1-111. После а/к starline.kz ВС летало с 2012 по 2018 годы в южно-африканских Jet4Now и Gryphon Airlines SA. Сейчас оно списано и находится на хранении.
В 2008 году в лизинг были взяты два воздушных судна Boeing 737-500 у Lithuanian Airlines с регистрационными номерами LY-AWD и LY-AWE. В 2018 они были выкуплены и им были присвоены б/н UP-B3722 и UP-B3723, соответственно. Сейчас оба самолета не летают и находятся на хранении.
В 2009 году флот пополнили сразу три самолета: Boeing 737-300 LY-FLB и два Boeing 757-200 — LY-FLA и LY-FLG взятые в лизинг у литовской FlyLAL Charters.
LY-FLA отлетал в авиакомпании около года, после чего был возвращен лизингодателю. В 2015 году он был переконвертирован в грузовую версию (PCF). Сейчас он летает в Asia Pacific Airlines, базирующейся на острове Гуам.
LY-FLG был в лизинге до 2013 года, после чего приобретен в собственность, ему присвоили регистрационный номер UP-B5705. Он летал под логотипом чартерного подразделения авиакомпании — Sunday Airlines. В данный момент самолет не летает и находится на хранении.
LY-FLB успешно эксплуатировался до 16 июня 2015 года, когда в аэропорту Актау с ним произошло ЧП. Самолет прибыл рейсом DV742 из Астаны, после высадки всех пассажиров и подготовке самолета к следующему рейсу в Минеральные Воды произошел взрыв кислородного баллона с последующим возгоранием салона. Причиной возгорания стало самопроизвольное разрушение кислородного шланга со сжатым кислородом, использовавшегося для заправки самолета с помощью наземного источника под давлением.
В июле 2010 года флот авиакомпании был пополнен самолетом Boeing 737-300 LY-AWH. Он полетал два года, дальнейшая его судьба неизвестна. Многие источники указывают, что он на хранении, но где именно — не известно.
Canadair Regional Jet
В 2011 году флот авиакомпании начали пополнять самолеты канадской Bombardier (Canadair) — CRJ200, которые были призваны заменить морально и физически устаревшие Ан-24. UP-CJ003 пришел в SCAT в 2012 году и летал до 2013 года, когда был передан в российскую авиакомпанию Ямал, где до сих пор летает. UP-CJ004, UP-CJ005, UP-CJ008 и UP-CJ015 в настоящее время эксплуатируются. UP-CJ007, UP-CJ011 и UP-CJ012 находятся на хранении. С UP-CJ006 29 января 2013 года, насколько вы знаете, произошла авиакатастрофа.
Sunday Airlines
В 2011-2012 года были приобретены Boeing 757-200 UP-B5702, UP-B5703 и UP-B5704 бывшие China Southern Airlines. Они также как и UP-B5705 летали под флагом чартерного подразделения авиакомпании — Sunday Airlines.
В 2011 году также пришли во флот самолеты Boeing 737-300 UP-B3710, LY-AQV (впоследствии сменивший б/н на UP-B3712).
Еще один, третий Boeing 737-500 пополнил парк авиакомпании в 2013 году с б/н LY-AYZ. Был взят в лизинг у Aviaam Leasing. До этого летал в авиакомпании Пулково. Сейчас самолет успешно выполняет регулярные полеты. Позже он был перерегистрирован в UP-B3724.
NG и «широкофюзеляжник»
Первый Boeing третьего поколения (NG) пришел во флот авиакомпании в 2014 году. Это был довольно свежий самолет Boeing 737-700 LY-AZV 2008 года выпуска. В 2018 году он был перерегистрирован в UP-B3725. Сегодня успешно эксплуатируется на регулярных рейсах авиакомпании.
В этом же году, флот дочернего подразделения — Sunday Airlines, пополнил первый и единственный в авиакомпании широкофюзеляжный Boeing 767-300 с б/н UP-B6703, который эксплуатируется и по сей день.
В 2017 авиакомпания получила еще один Boeing 737-300 — UP-B3718, до этого летавший в Air New Zealand, VivaAeroBus и др.
В 2018-2019 годах парк пополнился последними «классическими» боингами 737-300 — UP-B3721 и UP-B3729.
UP-B3721 до этого летал лишь в одной авиакомпании — американской Southwest Airlines, а вот UP-B3729 — сменил много владельцев, прежде чем попал в авиакомпанию SCAT, среди них: Transavia Airlines, Norwegian Air Shuttle, Belavia, Mongolian Airways. Оба борта эксплуатируются по сей день.
Первый «макс»
2018 год в авиакомпании ознаменован получением первого воздушного судна напрямую с завода. Это был новейший Boeing 737 MAX 8 с бортовым номером UP-B3720. Однако, позже, после двух катастроф с участием Boeing 737 MAX, полеты данного типа ВС было запрещены во всем мире. Самолет был законсервирован и не летал почти два года с 2019 по 2021 годы. После устранения всех недоработок компанией Boeing постепенно во всем мире МАКСы возобновили полеты. Сейчас самолет летает как на внутренних, так и зарубежных направлениях.
С 2021 года в авиакомпанию начали приходить достаточно свежие Boeing 737-800. Три из них: UP-B3730, UP-B3731, UP-B3732 — бывшие Pegasus Airlines, SCAT стал вторым эксплуатантом после них. Остальные четыре — UP-B3733, UP-B3734, UP-B3735, UP-B3736 — летали до этого в украинской Bees Airlines. В том же году был получен долгожданная 9-ка UP-B3726.
А в 2022 году с завода пришли еще новые самолеты: Boeing 737 MAX 8 UP-B3737 — самолет, изначально предназначавшийся белорусской Belavia, и три Boeing 737 MAX 9 — UP-B3727, UP-B3738, UP-B3739 и UP-B3740, которые летают в основном на чартерных направлениях авиакомпании на замену устаревшим Boeing 757, из которых, на момент написания статьи летал только один UP-B5703.
Если вам интересно, ниже можно ознакомиться с расписанием полетов авиакомпании на зимнюю навигацию 2008-2009 годов, составленное из моих архивов.
Расписание полетов авиакомпании SCAT на сезон зима 2008-2009 г. (архив)
Актау — Актобе
DV717 SCO0830 — 1000AKX YK2 3
DV717 SCO0900 — 1100AKX AN4 7
DV717 SCO0920 — 1120AKX AN4 5
DV717 SCO1410 — 1610AKX AN4 26
DV717 SCO1630 — 1830AKX AN4 4
Актау — Астана
DV746 SCO0730 — 1130TSE YK2 357
Актау — Астрахань
DV835 SCO0900 — 0800ASF AN4 1
DV835 SCO1610 — 1510ASF AN4 5
Актау — Атырау
DV749 SCO1030 — 1130GUW AN4 D
Актау — Баку
DV849 SCO1020 — 1020GYD AN4 2
DV849 SCO1630 — 1630GYD AN4 5
DV849 SCO0200 — 0200GYD AN4 47
Актау — Ереван
DV845 SCO0130 — 0200EVN YK2 5
Актау — Кызылорда
DV722 SCO0830 — 1210KZO AN4 27
Актау — Махачкала
DV837 SCO0900 — 0800MCX AN4 2
Актау — Минеральные Воды
DV831 SCO2330 — 2320MRV AN4 26
Актау — Стамбул
DV811 SCO2210 — IST2220 735 26
Актау — Тбилиси
DV841 SCO0030 — 0130TBS AN4 37
Актау — Шымкент
DV710 SCO0740 — 1120CIT 735 37
Актобе — Актау
DV718 AKX1200 — 1410SCO AN4 7
DV718 AKX1220 — 1430SCO AN4 5
DV718 AKX1710 — 1920SCO AN4 26
DV718 AKX1930 — 2140SCO AN4 4
DV718 AKX2000 — 2130SCO YK2 3
Актобе — Атырау
DV747 AKX0900 — 1030GUW AN4 45
DV747 AKX1000 — 1140GUW AN4 27
DV803 AKX1250 — 1300DME YK2 3
Алматы — Душанбе
DV819 ALA0835 — 1030DYU AN4 5
DV819 ALA1550 — 1730DYU AN4 1
Алматы — Кокшетау
DV759 ALA0805 — 1120KOV AN4 357
Алматы — Костанай
DV729 ALA1425 — 1810KSN AN4 D
Алматы — Петропавловск
DV737 ALA1000 — 1340PPK AN4 247
Алматы — Семипалатинск
DV735 ALA0900 — 1130PLX AN4 24
Алматы — Тараз
DV765 ALA1645 — 1800 AN4 3
Алматы — Ташкент
DV813 ALA0755 — 0850TAS AN4 26
Алматы — Усть-Каменогорск
DV725 ALA0740 — 0950UKK AN4 3
Алматы — Шымкент
DV706 ALA1600 — 1750CIT AN4 2
DV706 ALA1755 — 1945CIT AN4 5
Астана — Актау
DV745 TSE1940 — 2140SCO YK2 246
Астана — Тараз
DV755 TSE1430 — 1710DMB AN4 257
Астана — Шымкент
DV702 TSE1000 — 1140CIT 735 1456
DV702 TSE1500 — 1640CIT 735 2
DV702 TSE1650 — 1830CIT 735 3
DV702 TSE2010 — 2150CIT 735 7
Астана — Уральск
DV753 TSE1320 — 1440URA YK2 5
Астрахань — Актау
DV836 ASF1000 -1300SCO AN4 1
DV836 ASF1710 — 2010SCO AN4 5
Атырау — Актау
DV750 GUW1630 — 1730SCO AN4 D
Атырау — Актобе
DV748 GUW1400 — 1530AKX AN4 5
DV748 GUW2000 — 2130AKX AN4 247
Атырау — Баку
DV847 GUW1310 — 1410GYD AN4 247
Атырау — Кызылорда
DV714 GUW1130 — 1500KZO AN4 5
Атырау — Уральск
DV749 GUW1215 — 1330URA AN4 D
Баку — Актау
DV850 GYD1120 — 1320SCO AN4 2
DV850 GYD1730 — 1930SCO AN4 5
DV850 GYD0300 — 0500SCO AN4 47
Баку — Атырау
DV848 GYD1610 — 1810GUW AN4 247
Душанбе — Алматы
DV820 DYU1140 — 1520ALA AN4 5
DV820 DYU1840 — 2220ALA AN4 1
Ереван — Актау
DV846 EVN0310 — 0540SCO AN4 5
Зайсан — Усть-Каменогорск
DV728 SZI1030 — 1130UKK AN4 1
DV728 SZI1550 — 1650UKK AN4 5
Караганда — Кызылорда
DV789 KGF1500 — 1710KZO AN4 26
Караганда — Усть-Каменогорск
DV790 KGF1600 — 1740UKK AN4 27
Кокшетау — Алматы
DV760 KOV1210 — 1525ALA AN4 357
Костанай — Алматы
DV729 KSN0930 — 1320ALA AN4 D
Кызылорда — Актау
DV721 KZO1800 — 2000SCO AN4 26
Кызылорда — Атырау
DV713 KZO1100 — 1240GUW AN4 6
Кызылорда — Караганда
DV790 KZO1300 — 1510KGF AN4 27
Кызылорда — Шымкент
DV714 KZO1540 — 1650CIT AN4 5
Махачкала — Актау
DV838 MCX1000 — 1300SCO AN4 2
Минеральные Воды — Актау
DV832 MRV0100 — 0350SCO AN4 37
Москва (Домодедово) — Актобе
DV804 DME1400 — 1800AKX YK2 3
Москва (Домодедово) — Шымкент
DV802 DME1610 — 2250CIT 735 15
Новосибирск — Усть-Каменогорск
DV824 OVB1355 — 1535UKK AN4 3
Петропавловск — Алматы
DV738 PPK1440 — 1810ALA AN4 247
Семипалатинск — Алматы
DV736 PLX1230 — 1440ALA AN4 24
Семипалатинск — Усть-Каменогорск
DV786 PLX1250 — 1320UKK AN4 5
DV786 PLX1630 — 1700UKK AN4 1
Стамбул — Актау
DV812 IST2350 — 0550+1SCO 735 26
Тараз — Алматы
DV766 DMB1820 — 1935ALA AN4 3
Тараз — Астана
DV756 DMB1900 — 2140TSE AN4 257
Ташкент — Алматы
DV814 TAS1000 — 1250ALA AN4 26
Тбилиси — Актау
DV842 TBS0230 — 0530SCO AN4 37
Улгий — Усть-Каменогорск
DV826 ULG1530 — 1600UKK AN4 3
Уральск — Астана
DV754 URA1550 — 1910TSE YK2 5
Уральск — Атырау
DV750 URA1430 — 1545GUW AN4 D
Усть-Каменогорск — Алматы
DV726 UKK1730 — 1950ALA AN4 3
Усть-Каменогорск — Зайсан
DV727 UKK0900 — 1000SZI AN4 1
DV727 UKK1420 — 1520SZI AN4 5
Усть-Каменогорск — Караганда
DV789 UKK1230 — 1410KGF AN4 26
Усть-Каменогорск — Новосибирск
DV823 UKK1120 — 1255OVB AN4 3
Усть-Каменогорск — Семипалатинск
DV785 UKK0830 — 0900PLX AN4 5
DV785 UKK1210 — 1240PLX AN4 1
Усть-Каменогорск — Улгий
DV825 UKK1200 — 1430ULG AN4 3
Шымкент — Актау
DV709 CIT1840 — 2030SCO 735 26
Шымкент — Алматы
DV705 CIT1250 — 1430ALA AN4 3
DV705 CIT1800 — 1945ALA AN4 5
Шымкент — Астана
DV701 CIT0700 — 0845TSE 735 1456
DV701 CIT1200 — 1345TSE 735 2
DV701 CIT1330 — 1515TSE 735 3
DV701 CIT 1715 — 1910TSE 735 7
Шымкент — Кызылорда
DV713 CIT0900 — 1010KZO AN4 6
Шымкент — Москва
DV801 CIT1345 — 1505DME 735 15