«Зачипированный»

Интересную историю имеет один из самолетов флота авиакомпании Sunday Airlines (SCAT) — Боинг 767-300. Самолет 2000 года выпуска, однако на удивление имеет не очень большой налет, в сравнении со многими своими сверстниками. Ниже опишем — почему.

Серъезное дело

Военно-воздушные силы Народно-освободительной армии (НОАК), или просто ВВС Китая, в период с 1986 по 2002 год управляли собственным подразделением под названием China United Airlines, где использовали пассажирские самолеты. Они выполняли полеты из военного аэропорта в Пекине — Наньюань, которые также включали военные и VIP-рейсы, но чаще выполняли гражданские рейсы. Вначале флот подразделения состоял из самолетов Hawker Siddeley Trident и новых самолетов Ту-154М, но в начале 90-х к этим самолетам добавились и новые самолеты Боинг 737-300. Нынешняя авиакомпания China United — это возрожденная China United Airlines после того, как вооруженным силам запретили управлять авиакомпаниями.

China United Airlines продолжала закупать американское оборудование на протяжении 90-х годов и в 2000 году приобрела новый 767-300ER для использования в качестве личного VIP-самолета Цзян Цзэминя, который в то время был лидером Китая (официально он был генеральным секретарем Коммунистической партии, председателем Центрального военного совета партии и Президента Народной Республики).

Изначально самолет был поставлен в авиакомпанию Delta Air Lines, но там он так и не приступил к выполнению регулярных полетов. Вместо этого, самолет с бортовым номером N179DZ был быстро продан Китаю. Но перед этим Боинг 767 был отправлен в Сан-Антонио для переоснащения, и здесь на борту было спрятано 27 отдельных подслушивающих устройств, в том числе и в ванной, и даже в изголовье кровати президента! Китайцы обнаружили набор жучков вскоре после получения самолета в октябре 2001 года, и объявили об этом миру в январе 2002 года, что, несомненно, поставило в неловкое положение американские спецслужбы и администрацию президента Буша. Неудивительно, что в китайских военных кругах также было определенное кровопролитие за небрежность и коррупцию.

Самолет обошелся китайцам в 120 миллионов долларов плюс еще 10 миллионов долларов на ВИП-переоснащение. Впоследствии, США установили, что информатор ФБР сообщил китайцам о самолете, что именно Агентство национальной безопасности несет ответственность за установку прослушивающих устройств. Конечно, правительство США не было заинтересовано в дальнейших комментариях на эту тему. На самом деле китайцы довольно холодно отнеслись к этому происшествию, возможно, отчасти потому, что во время переоснащения самолету следовало бы быть под круглосуточной охраной китайских военных.

Boeing 767-300 Air China
Тот самый Боинг 767 в мае 2011 года Фото: © Dave Leung

В связи с тем, что самолет был сочтен непригодным для использования по назначению, вместо этого он оказался в 2004 году у Air China под номером B-2499. Конечно, перед этим были заменена электроника и салон переделан в стандартную пассажирскую конфигурацию. В то время Air China эксплуатировала 767-е, однако, этот самолет был единственный в их флоте, оснащенный двигателями General Electric, поэтому его карьера в авиакомпании была недолгой. До конца марта 2012 года он был на хранении в Пекине, а через два года был продан казахстанской авиакомпании Sunday Airlines. Самолет сейчас в строю и является примером необычного эпизода геополитического шпионажа.

Boeing 767-300 Sunday Airlines SCAT
В аэропорту Алматы Фото: © Алексей Игнатьев

Кстати, на сегодня это единственный самолет, летающий в оригинальной ливрее Sunday Airlines. Остальные четыре Боинга 757 ввиду сложностей с поиском запчастей, да и в целом, выработки ресурсов стоят сейчас, прикованные к земле…

Текст частично взят и переведен из источника

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *