Если вы помните, свою операционную деятельность авиакомпания начала в 2001 году с трех, почти новых, Boeing 737 — двух 700-к и одного 800-го. Спустя какое-то время флот авиакомпании начал расширяться. Как правило, самолеты не задерживались во флоте больше, чем на 7 лет. Но бывали и исключения, о них мы напишем ниже. У каждого самолета, как и у человека, есть своя судьба. Кому-то было суждено уйти рано, кому-то дали вторую жизнь, но в целом очень интересно наблюдать за судьбой самолета, на котором ты может даже когда-то летал. Итак, по-порядку…
Как мы писали уже выше, стартовый флот авиакомпании состоял из трех Boeing 737. Все они были выведены из флота в 2007 году.
P4-BAS — один из первых самолетов авиакомпании и единственный Boeing 737-800 во флоте Air Astana. Свой путь начал в американской Sun Country Airlines, однако совсем скоро, — через год, был передан в лизинг Air Astana. Самолет 2001 года выпуска. Сейчас он еще летает, но уже в цветах польской Enter Air.
У P4-CAS судьба печальнее. После Air Astana он летал в Air Berlin и затем в американской Sun Country Airlines, а уже в 2019 он был распилен. Это был один из двух Boeing 737-700 во флоте.
Второй Boeing 737-700 — P4-DAS, сейчас успешно летает в Боливии в Boliviana de Aviacion. До этого он успел полетать в Air Berlin и Якутских авиалиниях.
В 2003 году авиакомпания приступила к эксплуатации нового для нее типа самолета — Boeing 757. Все они летали вплоть до 2020 года.
P4-EAS — первый Boeing 757-200 во флоте авиакомпании. Совершил первый полет в 1998 году. В авиакомпанию пришел в 2003 году. Сейчас он на хранении в испанском Лерида (ILD). Аналогичную историю имеет и P4-FAS.
У P4-GAS более печальная история — после эксплуатации самолета с 2004 по 2020 годы он был возвращен лизингодателю, а затем распилен.
P4-MAS — бывший «китаец» — China Xinjiang Airlines и затем China Southern Airlines. 1997 года постройки. В Air Astana пришел в 2006 году. Сейчас самолет на хранении в аэропорту Мараны (MZJ), Аризона, США.
P4-KCU — последний, пятый, Boeing 757-200, 1995 года выпуска и был самым старым среди 757-х во флоте авиакомпании. Сейчас он находится на хранении в аэропорту Гудьир (GYR), Аризона, США.
Почти параллельно, в 2004 году Air Astana начала пополнять флот турбовинтовыми самолетами Fokker 50. В то время авиакомпании нужен был ближнемагистральный самолет небольшой вместимости, который мог бы выполнять полеты в города, куда был небольшой пассажиропоток. «Фоккеры» летали в основном на внутренних рейсах.
P4-HAS — первый турбовинтовой самолет во флоте Air Astana. Совершил свой первый полет в 1990 году. Был введен в эксплуатацию во флоте Air Astana в 2004 году. До этого летал в скандинавской SAS. В 2012 году его вернули лизингодателю. Сейчас самолет летает в Колумбии. Похожую судьбу имеют P4-IAS, P4-JAS, P4-KAS и P4-LAS.
P4-RAS — был последним, шестым, «Фоккером» во флоте Air Astana. Он полетал в Air Astana совсем недолго — с 2010 по 2012 годы, а в 2013 передан Avior Airlines, где и закончил свою карьеру. Сейчас самолет разобран на запчасти в Венесуэле.
Myanmar Yangon havalimanı uçak kazası. Aircraft crash airport. pic.twitter.com/3bhVhjeonW
— HavaSosyalMedya® (@HavaSosyalMedya) April 14, 2014
С 2006 года авиакомпания начала эксплуатацию самолетов европейского производителя — Airbus. Первым самолетом концерна стал — Airbus A320.
P4-PAS — самолет 2004 года выпуска. До этого он летал в немецкой Aero Flight, однако из-за ее банкротства, в 2006 самолету нашли новых хозяев — Air Astana. Самолет успешно эксплуатировался до 2013 года, тогда и был возвращен лизингодателю. Следующим оператором, начавшим его эксплуатацию стал Golden Myanmar Airlines. 14 апреля 2014 года с ним произошло ЧП — он столкнулся с Airbus A319 Maynmar Airways. Удар пришелся на носовую часть самолета. Самолет был списан и с тех пор функционирует как самолет-ресторан.
P4-SAS — самолет 2003 года выпуска. Успел полетать в Hellas Jet, впоследствии обанкротившейся. Затем в Volare Airlines. В 2006 его начала эксплуатировать Air Astana. Успешно полетав до 2013 года, его вернули лизингодателю. Сейчас самолет летает в филиппинской Royal Air Philippines.
P4-TAS был уже получен напрямую с завода. Летал до 2013 года. После, был передан в Aegean Airlines. Сейчас летает в мокром лизинге от Avion Express в Pegasus Airlines.
P4-UAS — получен с завода в 2006 году. Отлетав 6 лет был передан другому оператору — Small Planet Airlines. Сейчас он эксплуатируется в болгарской BH Balkan Holidays.
P4-VAS в 2007 году был поставлен с завода в Air Astana. В 2021 был передан FlyArystan, где и летал до недавнего времени. Можно сказать — последний из могикан. Очень немногие самолеты в Air Astana летали больше 7 лет. Этот отлетал 16 лет! Был возвращен лизингодателю 12 января 2023 года. С тех пор стоит на хранении в Любляне (LJU).
P4-WAS был получен новым в 2008 году. В 2014 передан Aegean Airlines. В данное время ожидается ввод в эксплуатацию в кипрской Airwaze.
P4-XAS — был получен в том же 2008 году. 25 сентября 2012 года с ним случился неприятный инцидент. При посадке в аэропорту Стамбула самолет задел хвостовой частью ВПП. Никто из пассажиров и члена экипажа не пострадал. Спустя какое-то время самолет отремонтировали, и он успешно эксплуатировался до 2014 года. Сейчас самолет также ожидает начала полетов в кипрской Airwaze.
P4-YAS — единственный Airbus A319 за всю историю Air Astana. Был получен с завода в 2008 году. Спустя 10 лет был возвращен лизингодателю. Сейчас летает в сербской Air Serbia.
В 2007 году Air Astana получила первые два Airbus A321.
P4-NAS — первый классический Airbus A321 во флоте. Он летал в Air Astana с 2007 по 2019 годы, но, к сожалению, в 2020 году он уже был распилен.
P4-OAS — второй классический A321. Имеет несколько иную судьбу, по сравнению с P4-NAS. Самолету дали вторую жизнь. Сейчас он летает в мальтийской SmartLynx Airlines, уже в грузовой версии (PCF). Покрашен в цвета DHL.
В том же, 2007 году, были введены в эксплуатацию первые широкофюзеляжные самолеты Boeing 767. Это позволило предоставить пассажирам более комфортные (по сравнению с Boeing 757) условия для перелетов на дальние расстояния. Оба самолета летали до этого в голландской KLM.
P4-KCA — первый Boeing 767-300 во флоте авиакомпании. Был взят в лизинг 10 летним в 2007 году. Эксплуатировался до 2014 года, пока не пришел ему на замену новый самолет. Сейчас летает в российской Azur Air. Такая же судьба и у второго самолета — P4-KCB.
В 2013 во флот пришел первый из трех заказанных Boeing 767-300. Кстати, последний полученный самолет стал последним произведенным пассажирским самолетом Boeing 767. На нем завершилось производство пассажирских Boeing 767.
С 2011 Air Astana приступила к замене очень сильно устаревших Fokker 50 бразильскими Embraer. Авиакомпания начала их получать с 2011 года и эксплуатировала их до 2019 года, когда на их место начали приходить E190 второго поколения, которые эксплуатируются и по сей день.
P4-KCC — первый Embraer E190 в Air Astana. Сейчас этот самолет не летает и находится на хранении. Такую же судьбу имеет и P4-KCD.
P4-KCE — летал во флоте, как и остальные Эмбраеры первого поколения, до 2019 года, когда их вернули лизингодателю. Затем до марта 2023 летал в польской LOT. Сейчас находится на хранении.
P4-KCF так же, как и KCE сейчас во флоте LOT Polish Airlines, но летает.
P4-KCG — был назван именем Хиуаз Доспановой — советской летчицей ВОВ. Сейчас самолет эксплуатируется в Myanmar Airways International.
P4-KCH, который летал с именем Дина, сейчас не летает и находится на хранении, так и не обретя нового хозяина.
А вот P4-KCI и KCK сейчас летают в доминиканской Sky High, причем с такими же регистрационными номерами.
С P4-KCJ, как вы знаете, произошел авиационный инцидент, после которого самолет обследовали и пришли к выводу, что к дальнейшим полетам он не пригоден. До февраля 2021 года он был на хранении, после чего был распилен на металлолом.
На этом все… пока.