Судьба самолетов, когда-то летавших в Air Astana

Если вы помните, свою операционную деятельность авиакомпания начала в 2001 году с трех, почти новых, Boeing 737 — двух 700-к и одного 800-го. Спустя какое-то время флот авиакомпании начал расширяться. Как правило, самолеты не задерживались во флоте больше, чем на 7 лет. Но бывали и исключения, о них мы напишем ниже. У каждого самолета, как и у человека, есть своя судьба. Кому-то было суждено уйти рано, кому-то дали вторую жизнь, но в целом очень интересно наблюдать за судьбой самолета, на котором ты может даже когда-то летал. Итак, по-порядку…

Как мы писали уже выше, стартовый флот авиакомпании состоял из трех Boeing 737. Все они были выведены из флота в 2007 году.

P4-BAS — один из первых самолетов авиакомпании и единственный Boeing 737-800 во флоте Air Astana. Свой путь начал в американской Sun Country Airlines, однако совсем скоро, — через год, был передан в лизинг Air Astana. Самолет 2001 года выпуска.  Сейчас он еще летает, но уже в цветах польской Enter Air.

У P4-CAS судьба печальнее. После Air Astana он летал в Air Berlin и затем в американской Sun Country Airlines, а уже в 2019 он был распилен. Это был один из двух Boeing 737-700 во флоте.

Второй Boeing 737-700 — P4-DAS, сейчас успешно летает в Боливии в Boliviana de Aviacion. До этого он успел полетать в Air Berlin и Якутских авиалиниях. 


Air Astana P4-BAS
Boeing 737-8Q8 Air Astana Фото: © Sergey Riabsev
Boeing 757 Air Astana P4-EAS
Boeing 757-2G5 Air Astana Фото: © Алексей Игнатьев

В 2003 году авиакомпания приступила к эксплуатации нового для нее типа самолета — Boeing 757. Все они летали вплоть до 2020 года.

P4-EAS — первый Boeing 757-200 во флоте авиакомпании. Совершил первый полет в 1998 году. В авиакомпанию пришел в 2003 году. Сейчас он на хранении в испанском Лерида (ILD).  Аналогичную историю имеет и P4-FAS.

У P4-GAS более печальная история — после эксплуатации самолета с 2004 по 2020 годы он был возвращен лизингодателю, а затем распилен.

P4-MAS — бывший «китаец» — China Xinjiang Airlines и затем China Southern Airlines. 1997 года постройки. В Air Astana пришел в 2006 году. Сейчас самолет на хранении в аэропорту Мараны (MZJ), Аризона, США.

P4-KCU — последний, пятый, Boeing 757-200, 1995 года выпуска и был самым старым среди 757-х во флоте авиакомпании. Сейчас он находится на хранении в аэропорту Гудьир (GYR), Аризона, США.

Fokker 50 Air Astana
Fokker 50 Air Astana Фото: © Николай Устинов
Так выглядит сегодня бывший P4-IAS Фото: © Jean Carlo Mosquera

Почти параллельно, в 2004 году Air Astana начала пополнять флот турбовинтовыми самолетами Fokker 50. В то время авиакомпании нужен был ближнемагистральный самолет небольшой вместимости, который мог бы выполнять полеты в города, куда был небольшой пассажиропоток. «Фоккеры» летали в основном на внутренних рейсах.

P4-HAS — первый турбовинтовой самолет во флоте Air Astana. Совершил свой первый полет в 1990 году. Был введен в эксплуатацию во флоте Air Astana в 2004 году. До этого летал в скандинавской SAS. В 2012 году его вернули лизингодателю. Сейчас самолет летает в Колумбии. Похожую судьбу имеют P4-IAS, P4-JAS, P4-KAS и P4-LAS.

P4-RAS — был последним, шестым, «Фоккером» во флоте Air Astana. Он полетал в Air Astana совсем недолго — с 2010 по 2012 годы, а в 2013 передан Avior Airlines, где и закончил свою карьеру. Сейчас самолет разобран на запчасти в Венесуэле.

A320 Air Astana


Air Astana A320 P4-PAS
Он же, теперь в качестве ресторана

Таким был P4-PAS после ухода из Air Astana Фото: © Andre Giam

Myanmar Yangon havalimanı uçak kazası. Aircraft crash airport. pic.twitter.com/3bhVhjeonW

— HavaSosyalMedya® (@HavaSosyalMedya) April 14, 2014

С 2006 года авиакомпания начала эксплуатацию самолетов европейского производителя — Airbus. Первым самолетом  концерна стал — Airbus A320.

P4-PAS — самолет 2004 года выпуска. До этого он летал в немецкой Aero Flight, однако из-за ее банкротства, в 2006 самолету нашли новых хозяев — Air Astana. Самолет успешно эксплуатировался до 2013 года, тогда и был возвращен лизингодателю. Следующим оператором, начавшим его эксплуатацию стал Golden Myanmar Airlines. 14 апреля 2014 года с ним произошло ЧП — он столкнулся с Airbus A319 Maynmar Airways. Удар пришелся на носовую часть самолета. Самолет был списан и с тех пор функционирует как самолет-ресторан.

P4-SAS — самолет 2003 года выпуска. Успел полетать в Hellas Jet, впоследствии обанкротившейся. Затем в Volare Airlines. В 2006 его начала эксплуатировать Air Astana. Успешно полетав до 2013 года, его вернули лизингодателю. Сейчас самолет летает в филиппинской Royal Air Philippines.

P4-TAS был уже получен напрямую с завода. Летал до 2013 года. После, был передан в Aegean Airlines. Сейчас летает в мокром лизинге от Avion Express в Pegasus Airlines.

P4-UAS  — получен с завода в 2006 году. Отлетав 6 лет был передан другому оператору — Small Planet Airlines. Сейчас он эксплуатируется в болгарской BH Balkan Holidays.

P4-VAS в 2007 году был поставлен с завода в Air Astana. В 2021 был передан FlyArystan, где и летал до недавнего времени. Можно сказать — последний из могикан. Очень немногие самолеты в Air Astana летали больше 7 лет. Этот отлетал 16 лет! Был возвращен лизингодателю 12 января 2023 года. С тех пор стоит на хранении в Любляне (LJU).

P4-WAS был получен новым в 2008 году. В 2014 передан Aegean Airlines. В данное время ожидается ввод в эксплуатацию в кипрской Airwaze.

P4-XAS — был получен в том же 2008 году. 25 сентября 2012 года с ним случился неприятный инцидент. При посадке в аэропорту Стамбула самолет задел хвостовой частью ВПП. Никто из пассажиров и члена экипажа не пострадал. Спустя какое-то время самолет отремонтировали, и он успешно эксплуатировался до 2014 года. Сейчас самолет также ожидает начала полетов в кипрской Airwaze.

P4-YAS — единственный Airbus A319 за всю историю Air Astana. Был получен с завода в 2008 году. Спустя 10 лет был возвращен лизингодателю. Сейчас летает в сербской Air Serbia.


A319 Air Astana P4-YAS


Airbus A321 Air Astana P4-OAS
Airbus A321 Air Astana Фото: © Алексей Игнатьев

Тот же самый P4-OAS у нового хозяина Фото: © Oliver Richter

В 2007 году Air Astana получила первые два Airbus A321.

P4-NAS — первый классический Airbus A321 во флоте. Он летал в Air Astana с 2007 по 2019 годы, но, к сожалению, в 2020 году он уже был распилен.

P4-OAS — второй классический A321. Имеет несколько иную судьбу, по сравнению с P4-NAS. Самолету дали вторую жизнь. Сейчас он летает в мальтийской SmartLynx Airlines, уже в грузовой версии (PCF). Покрашен в цвета DHL.

В том же, 2007 году, были введены в эксплуатацию первые широкофюзеляжные самолеты Boeing 767. Это позволило предоставить пассажирам более комфортные (по сравнению с Boeing 757) условия для перелетов на дальние расстояния. Оба самолета летали до этого в голландской KLM.

P4-KCA — первый Boeing 767-300 во флоте авиакомпании. Был взят в лизинг 10 летним в 2007 году. Эксплуатировался до 2014 года, пока не пришел ему на замену новый самолет. Сейчас летает в российской Azur Air. Такая же судьба и у второго самолета — P4-KCB.

В 2013 во флот пришел первый из трех заказанных Boeing 767-300. Кстати, последний полученный самолет стал последним произведенным пассажирским самолетом Boeing 767. На нем завершилось производство пассажирских Boeing 767.


P4-KCA Boeing 767-300 Air Astana


Embraer E190 Air Astana
Embraer E190 Air Astana Фото: © Николай Устинов

А вот бывший P4-KCG Фото: © Sieu Viet
SkyHigh даже не сменили регистрационный номер — P4-KCK Фото: © Cary Liao

Крыло P4-KCI Фото: © BAYAN

С 2011 Air Astana приступила к замене очень сильно устаревших Fokker 50 бразильскими  Embraer. Авиакомпания начала их получать с 2011 года и эксплуатировала их до 2019 года, когда на их место начали приходить E190 второго поколения, которые эксплуатируются и по сей день.

P4-KCC — первый Embraer E190 в Air Astana. Сейчас этот самолет не летает и находится на хранении. Такую же судьбу имеет и P4-KCD.

P4-KCE — летал во флоте, как и остальные Эмбраеры первого поколения, до 2019 года, когда их вернули лизингодателю. Затем до марта 2023 летал в польской LOT. Сейчас находится на хранении.

P4-KCF так же, как и KCE сейчас во флоте LOT Polish Airlines, но летает.

P4-KCG — был назван именем Хиуаз Доспановой — советской летчицей ВОВ. Сейчас самолет эксплуатируется в Myanmar Airways International.

P4-KCH, который летал с именем Дина, сейчас не летает и находится на хранении, так и не обретя нового хозяина.

А вот P4-KCI и KCK сейчас летают в доминиканской Sky High, причем с такими же регистрационными номерами.

С P4-KCJ, как вы знаете, произошел авиационный инцидент, после которого самолет обследовали и пришли к выводу, что к дальнейшим полетам он не пригоден. До февраля 2021 года он был на хранении, после чего был распилен на металлолом.

На этом все… пока.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *