Как различать пассажирские самолеты

Любой профессиональный авиаспоттер сможет угадать тип самолета, пролетающего на высоте 11 километров над головой, с вероятностью в 90%. Как такое возможно, — скажете вы!? На самом деле это не так сложно. Главное знать, на что смотреть.

На сегодняшний день существует множество различных типов пассажирских самолетов, разработанных разными производителями. Среди наиболее распространенных самолетов значатся такие самолеты как Boeing 737, самолеты семейств Airbus A320 и A330, Boeing 757, Boeing 767, Boeing 777, Boeing 787 Dreamliner и многие другие. Точное количество типов пассажирских самолетов в мире трудно определить, так как новые модели появляются с течением времени, а некоторые старые модели выходят из производства. Любому человеку, который мало разбирается в пассажирских самолетах, порой трудно отличить даже производителя самолета, не говоря уже о типе. Ниже приведен небольшой гайд, который поможет вам научиться отличать пассажирские самолеты по основным признакам.

Иллюстративное фото. Сгенерировано при помощи искусственного интеллекта

В авиации есть несколько различных компоновочных схем самолетов, однако, в пассажирских самолетах, при проектировании применяют в основном классическую компоновку, в нее входят:

  • фюзеляж (тело самолета);
  • крыло — оно может быть как внизу так и вверху фюзеляжа (низкоплан и высокоплан, соответственно);
  • хвостовое оперение;
  • шасси;
  • силовая установка — двигатели.

Фюзеляж

Фюзеляжи могут быть узкими и широкими, их так и называют: узкофюзеляжный самолет и широкофюзеляжный самолет. Главное отличие их — это количество проходов между креслами:  в узкофюзеляжном самолете проход только один, в широкофюзеляжном же их два. К узкофюзеляжным самолетам относят такие наиболее распространенные самолеты как Airbus A320 (также A319 и A321), Boeing 737, Boeing 757. К широкофюзеляжным — Airbus A330, Airbus A350, Airbus A380, Boeing 767, Boeing 777, Boeing 787.

Boeing 757-200 Icelandair TF-FIO
Салон экономического класса самолета Boeing 757
Фото: © Георгий Бовтик
Салон экономического класса самолета Airbus A380
Фото: © Алексей Игнатьев

Отличить один тип самолета от другого можно по очертаниям носовой части. К примеру, у самолетов семейства Airbus A320 носовой обтекатель немного «приплюснут» по сравнению с обтекателем Boeing 737, как это показано на фотографиях ниже. Однако, плохо разбирающиеся в самолетах могут спутать носы Airbus A320 и Boeing 757. У обоих обтекатели вроде бы «приплюснуты», да и в целом форма носовой части очень похожа. Но если внимательно посмотреть на остекление кабины пилотов, то можно найти разницу между ними.

Airbus A320 Фото: © Сергей Фролов
Boeing 737 Фото: © Сергей Фролов
Boeing 757-200 Фото: © Сергей Фролов
Boeing 757-200 Фото: © Сергей Фролов

На фотографиях ниже показаны новейшие самолеты Boeing 787 Dreamliner (слева) и Airbus A350 (справа). Отличия можно найти в форме самой носовой части — у Airbus она более треугольная, нежели у Boeing. Еще одно отличие — это форма иллюминаторов: более овальная у «европейца» и прямоугольная со скругленными углами у «американца».

Boeing 787-9 Dreamliner Фото: © Сергей Фролов
Airbus A350 Фото: © Сергей Фролов

Среди «авиагигантов» наиболее распространены самолеты Boeing 747 и Airbus A380. Отличить их друг от друга не составит труда. У Боинга присутствует «горб» в передней части фюзеляжа, тогда как Эйрбас имеет два ряда иллюминаторов на всю длину фюзеляжа.

Boeing 747-400 Фото: © Сергей Фролов
Airbus A380 Фото: © Алексей Игнатьев

Крыло самолета

Крыло — самый важный элемент самолета. Без него ни один самолет не взлетит. Крылья отличаются формой и размером в зависимости от назначения самолета и от скорости его полета. А еще, крылья могут располагаться у одних самолетов наверху фюзеляжа, у других внизу.

Все современные самолеты имеют также законцовки крыла, или винглеты. Они уменьшают концевые вихри и, соответственно, ведут к снижению расхода топлива. По их характерной форме можно отличить один самолет от другого.

К примеру, винглеты типа «двойное перо» встречаются только на самолетах Boeing 737 MAX и последних выпусках Boeing 737 предыдущего поколения, как показано на фото ниже.

Boeing 737 MAX 8 с характерными винглетами «двойное перо» Фото: © Сергей Фролов

Еще пример — на самолетах Airbus A330 винглет расположен под большим углом к плоскости крыла самолета. Его трудно спутать с другими винглетами. Такие же винглеты есть и у некоторых Boeing 747, однако отличить его от Airbus A330, думаю, вы уже можете. 

Винглет самолета Airbus A330. Фото: © Георгий Бовтик
Винглет самолета Boeing 747. Фото: © Сергей Фролов

Количество и форма двигателей

Двигатели Д-18Т ныне уже несуществующего самолета Ан-225 «Мрия» Фото: © Алексей Игнатьев

Современные пассажирские самолеты имеют разное количество двигателей в зависимости от размера и назначения воздушного судна. Сегодня наибольшую экономическую выгоду приносят самолеты с двумя турбовентиляторными двигателями, однако сейчас в небе можно встретить еще немало и четырехдвигательных самолетов. Также постепенно выводятся из эксплуатации самолеты с тремя двигателями, такие как, McDonnell Douglas MD-11, Як-42, Ту-154.

В некоторых случаях тип самолета можно определить по дизайну мотогондол (обшивки двигателей). Так, если посмотреть на двигатели самолетов Boeing 737 MAX, Boeing 787 и Boeing 747-8, то можно заметить шевроны (зубчики) на задней части мотогондолы. По словам производителя они призваны уменьшать шум от двигателя на взлетных режимах. Так, что если вы увидели шевроны на мотогондоле то будьте уверены, что перед вами вышеназванные самолеты, только у Boeing 747-8 будет четыре двигателя, а у Boeing 737 MAX и Boeing 787 — два. 

Мотогондола двигателя CFM LEAP-1B самолета Boeing 737 MAX 8 Фото: © Сергей Фролов
Мотогондола двигателя GEnx-1B самолета Boeing 787-10 Dreamliner Фото: © Сергей Фролов

Хвостовая часть самолета

Отличить один тип самолета от другого можно еще внимательно осмотрев его оперение, т.е. хвостовую часть. К примеру, законцовка хвостовой части Airbus A320 имеет конусообразную форму и вытянут немного дальше вертикального оперения, в то время как Boeing 737 нет. Смотрите фото ниже.

Airbus A320 EI-KBB FlyArystan
Boeing 737-700 P4-999

Boeing 777 или же, как его еще называют «три топора», можно узнать по сплюснутой законцовке хвостовой части.

Boeing 777-300 Emirates A6-ECO

Заключение

Надеюсь, теперь вы немного больше стали разбираться в различных типах самолетов и их ключевых особенностях. В этой статье были рассмотрены наиболее распространенные на сегодняшний день типы пассажирских самолетов.

Статья периодически изменяется и дополняется.

Самолет Airbus A330. Фото: © Георгий Бовтик

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *