Любой профессиональный авиаспоттер сможет угадать тип самолета, пролетающего на высоте 11 километров над головой, с вероятностью в 90%. Как такое возможно, — скажете вы!? На самом деле это не так сложно. Главное знать, на что смотреть.
На сегодняшний день существует множество различных типов пассажирских самолетов, разработанных разными производителями. Среди наиболее распространенных самолетов значатся такие самолеты как Boeing 737, самолеты семейств Airbus A320 и A330, Boeing 757, Boeing 767, Boeing 777, Boeing 787 Dreamliner и многие другие. Точное количество типов пассажирских самолетов в мире трудно определить, так как новые модели появляются с течением времени, а некоторые старые модели выходят из производства. Любому человеку, который мало разбирается в пассажирских самолетах, порой трудно отличить даже производителя самолета, не говоря уже о типе. Ниже приведен небольшой гайд, который поможет вам научиться отличать пассажирские самолеты по основным признакам.
В авиации есть несколько различных компоновочных схем самолетов, однако, в пассажирских самолетах, при проектировании применяют в основном классическую компоновку, в нее входят:
- фюзеляж (тело самолета);
- крыло — оно может быть как внизу так и вверху фюзеляжа (низкоплан и высокоплан, соответственно);
- хвостовое оперение;
- шасси;
- силовая установка — двигатели.
Фюзеляж
Фюзеляжи могут быть узкими и широкими, их так и называют: узкофюзеляжный самолет и широкофюзеляжный самолет. Главное отличие их — это количество проходов между креслами: в узкофюзеляжном самолете проход только один, в широкофюзеляжном же их два. К узкофюзеляжным самолетам относят такие наиболее распространенные самолеты как Airbus A320 (также A319 и A321), Boeing 737, Boeing 757. К широкофюзеляжным — Airbus A330, Airbus A350, Airbus A380, Boeing 767, Boeing 777, Boeing 787.
Отличить один тип самолета от другого можно по очертаниям носовой части. К примеру, у самолетов семейства Airbus A320 носовой обтекатель немного «приплюснут» по сравнению с обтекателем Boeing 737, как это показано на фотографиях ниже. Однако, плохо разбирающиеся в самолетах могут спутать носы Airbus A320 и Boeing 757. У обоих обтекатели вроде бы «приплюснуты», да и в целом форма носовой части очень похожа. Но если внимательно посмотреть на остекление кабины пилотов, то можно найти разницу между ними.
На фотографиях ниже показаны новейшие самолеты Boeing 787 Dreamliner (слева) и Airbus A350 (справа). Отличия можно найти в форме самой носовой части — у Airbus она более треугольная, нежели у Boeing. Еще одно отличие — это форма иллюминаторов: более овальная у «европейца» и прямоугольная со скругленными углами у «американца».
Среди «авиагигантов» наиболее распространены самолеты Boeing 747 и Airbus A380. Отличить их друг от друга не составит труда. У Боинга присутствует «горб» в передней части фюзеляжа, тогда как Эйрбас имеет два ряда иллюминаторов на всю длину фюзеляжа.
Крыло самолета
Крыло — самый важный элемент самолета. Без него ни один самолет не взлетит. Крылья отличаются формой и размером в зависимости от назначения самолета и от скорости его полета. А еще, крылья могут располагаться у одних самолетов наверху фюзеляжа, у других внизу.
Все современные самолеты имеют также законцовки крыла, или винглеты. Они уменьшают концевые вихри и, соответственно, ведут к снижению расхода топлива. По их характерной форме можно отличить один самолет от другого.
К примеру, винглеты типа «двойное перо» встречаются только на самолетах Boeing 737 MAX и последних выпусках Boeing 737 предыдущего поколения, как показано на фото ниже.
Еще пример — на самолетах Airbus A330 винглет расположен под большим углом к плоскости крыла самолета. Его трудно спутать с другими винглетами. Такие же винглеты есть и у некоторых Boeing 747, однако отличить его от Airbus A330, думаю, вы уже можете.
Количество и форма двигателей
Современные пассажирские самолеты имеют разное количество двигателей в зависимости от размера и назначения воздушного судна. Сегодня наибольшую экономическую выгоду приносят самолеты с двумя турбовентиляторными двигателями, однако сейчас в небе можно встретить еще немало и четырехдвигательных самолетов. Также постепенно выводятся из эксплуатации самолеты с тремя двигателями, такие как, McDonnell Douglas MD-11, Як-42, Ту-154.
В некоторых случаях тип самолета можно определить по дизайну мотогондол (обшивки двигателей). Так, если посмотреть на двигатели самолетов Boeing 737 MAX, Boeing 787 и Boeing 747-8, то можно заметить шевроны (зубчики) на задней части мотогондолы. По словам производителя они призваны уменьшать шум от двигателя на взлетных режимах. Так, что если вы увидели шевроны на мотогондоле то будьте уверены, что перед вами вышеназванные самолеты, только у Boeing 747-8 будет четыре двигателя, а у Boeing 737 MAX и Boeing 787 — два.
Хвостовая часть самолета
Отличить один тип самолета от другого можно еще внимательно осмотрев его оперение, т.е. хвостовую часть. К примеру, законцовка хвостовой части Airbus A320 имеет конусообразную форму и вытянут немного дальше вертикального оперения, в то время как Boeing 737 нет. Смотрите фото ниже.
Boeing 777 или же, как его еще называют «три топора», можно узнать по сплюснутой законцовке хвостовой части.
Заключение
Надеюсь, теперь вы немного больше стали разбираться в различных типах самолетов и их ключевых особенностях. В этой статье были рассмотрены наиболее распространенные на сегодняшний день типы пассажирских самолетов.
Статья периодически изменяется и дополняется.