Семейство самых распространенных самолетов A320 имеет несколько подтипов, отличающихся производителем двигателей, установленных на самолете, в зависимости от того, в каких условиях будут эксплуатироваться самолеты. Их делят, добавляя к A320 через тире три цифры. К примеру, Airbus A320-232 или A320-214. Давайте разберемся, что же обозначают эти три цифры.
Первая цифра (-232) — это серия самолета (т.е. Airbus A320-100 или A320-200). Самой первой серией была -100-я, но из нее было выпущено всего 21 для стартового заказчика Air Inter. После -100-й серии пошли только -200-е, которые выпускались до конца 2020 года (не путать с серией -200N, о ней мы поговорим ниже). В 200-й серии было внесено несколько изменений, в частности, были добавлены концевые шайбы крыла для уменьшения аэродинамического сопротивления и улучшения топливной эффективности (позже стали устанавливать законцовки крыла типа «шарклет»); увеличен максимальный взлетный вес и, соответственно, увеличена дальность полета.
Две последующие цифры (-232) относятся, соответственно, к производителю и типу двигателей, установленных на самолете. Так, в данном случае цифрой «3» маркируют двигатели производства IAE (International Aero Engines), а вторая цифра «2» обозначает, что установлен двигатель V2527-A5 производителя IAE. Подробнее по маркировке, в зависимости от типа двигателей можно ознакомиться в следующей таблице:
Тип самолета | Производитель | Двигатель | Тяга двигателя, кгс |
---|---|---|---|
A320-111 | (1) CFM | (1) CFM56-5A1 | 11340 |
A320-211 | (1) CFM | (1) CFM56-5A1 | 11340 |
A320-212 | (1) CFM | (2) CFM56-5A3 | 12020 |
A320-214 | (1) CFM | (4) CFM56-5B4/P | 12250 |
A320-216 | (1) CFM | (6) CFM56-5B6/P | 10660 |
A320-231 | (3) IAE | (1) V2500-A1 | 11250 |
A320-232 | (3) IAE | (2) V2527-A5 | 11250 |
A320-233 | (3) IAE | (3) V2527E-A5 | 11250 |
A320-251N | (5) CFM | (1) LEAP-1A26 | 12300 |
A320-271N | (7) Pratt&Whitney | (1) PW1127G | 12250 |
Маркировка производителей двигателей, кстати, используется одна для всех самолетов, производимых Airbus:
Номер | Производитель |
---|---|
0 | General Electric |
1 | CFM |
2 | Pratt&Whitney |
3 | IAE |
4 | Rolls-Royce |
5 | CFM (neo) |
6 | Engine Alliance |
7 | Pratt&Whitney (neo) |
Авиакомпании выбирают производителя двигателей в соответствии со своими потребностями, либо для унификации своего авиапарка по производителям двигателя, чтобы работать с одним поставщиком запасных частей, а не с двумя или тремя, что требует больше ресурсов и затрат. К примеру, авиапарк казахстанского лоукостера FlyArystan состоит из самолетов A320-232 и A320-271N (про последний мы напишем ниже). Т.е. производитель двигателей у них один — это Pratt&Whitney (IAE — это консорциум четырех производителей авиационных двигателей: канадской Pratt&Whitney, британской Rolls-Royce, японской JAEC и немецкой MTU).
Двигатели CFM56 серий 5A/5B
Первые двигатели серии -5A ввели в эксплуатацию в 1987 году и производились до 2003 года. Ими оснащался самый первый самолет A320. Серия -5B была разработана, чтобы обеспечить более высокую тяговооруженность самолетам семейства A320. Первые двигатели серии -5B пошли в производство в 1993 году и производятся по сей день. Модификация CFM56-5B является самой поставляемой Airbus из силовых установок всех моделей и производителей.
Двигатель CFM56-5A имеет диаметр вентилятора 1735 мм, трехступенчатый компрессор низкого давления (КНД), одноступенчатую турбину высокого давления (ТВД) и четырехступенчатую турбину низкого давления (ТНД). Серия -5А имеет четыре номинальные мощности. -5A1 устанавливались на самые первые самолеты серии A320-111, затем и на A320-111 и имели тягу 11340 кгс. Другой более мощный мотор -5А3 имел тягу 12020 кгс. Другие модификации -5А4 и -5А5 шли на вооружение младшей модели семейства Airbus A319.
Серия -5B была разработана для вооружения дальнейшей разработки самолета A320 — Airbus A321, поскольку серия -5А не имела потенциала роста по мощности, необходимой для большего самолета. Конструкция серии -5B была аналогична -5А, однако имела четвертую ступень компрессора низкого давления, что позволило двигателю обеспечить тягу до 14515 кгс. Также имелась возможность уменьшать тягу силовым установкам этой серии для установки на все самолеты семейства A320. Эта серия имеет 9 модификаций с различной номинальной тягой. Модификации -5B4 и -5B6, устанавливаемые на самолеты A320 производились только с 1993 по 1996 годы. Суффикс /P на конце серии обозначает, что двигатель с улучшенными характеристиками. Основные изменения заключались в модернизированном компрессоре высокого давления (КВД), в котором были использованы 3-D аэродинамические лопасти, новые лопасти ТВД, которые улучшили охлаждение и модернизированные сопла ТНД. Двигатели /P серии имеют на 3% меньший расход топлива. По сравнению с обычными двигателями -5B серии.
Двигатели IAE семейства V2500
Силовые установки семейства V2500 имеют 9 вариантов в трех подсемействах. Это турбовентиляторные двигатели с высокой степенью двухконтурности с одноступенчатым вентилятором, трех- четырехступенчатым КНД, десятиступенчатым КВД, двухступенчатой ТВД и пятистепнчатой ТНД.
Первой версией семейства V2500 была V2500-A1, которая была сертифицирована FAA в июне 1988 года для первых самолетов серии A320-200. В 1994 году V2500-A1 была заменена серией -A5. В ней был увеличен диаметр вентилятора до 1620 мм (у -A1 был 1610 мм).
V2527-A5 стал самым распространенным вариантом семейства V2500. У этой серии имеется две дополнительные опции: V2527E-A5 и V2527M-A5. Первый обеспечивает лучшую тягу на взлетном режиме самолета Airbus A320 (Enhanced take off) в условиях взлета с высокогорных аэропортов, второй был разработан для самолетов A319 обеспечивая улучшенную тягу при наборе высоты.
A320neo
В 2010 году Airbus объявил о программе следующего поколения семейства самолетов A320neo. NEO расшифровывается как New Engine Option. Т.е. главное отличие от предыдущего поколения заключалось в новых, более экономичных двигателях, что дало также прирост дальности полета. Уже в 2014 году первый A320-271N с двигателями Pratt&Whitney PW1127G совершил свой первый полет. Самолеты семейства neo имеют на выбор только два варианта двигателей — это Pratt&Whitney PW1127G и CFM LEAP-1A26. Они маркируются, соответственно, A320-271N и A320-251N. К слову, двигатели PW получились менее удачными. С момента начала эксплуатации первого PW1100G на Airbus A320neo выявились три основных изъяна:
- Тенденция к отклонению вала ротора из-за разности температур поверхностей. Он был официально устранён на всех двигателях в 2016 году.
- Быстрый износ материалов на внутренней поверхности камеры сгорания. Компания Pratt&Whitney все еще ищет пути его устранения.
- Разрушение углеродного уплотнителя вокруг третьего подшипника компрессора высокого давления.
Из-за этих, так и не решенных проблем, большое количество самолетов A320neo простаивает на земле (то же самое касается и авиакомпаний Казахстана Air Astana и FlyArystan).
Двигатели CFM LEAP-1A26 и PW1127G
Оба двигателя были разработаны для следующего поколения самолетов семейства Airbus A320. Они имеют на 15% меньший расход топлива по сравнению с предыдущими моделями. LEAP-1A26 имеет диаметр вентилятора 1990 мм, а PW1127G еще больше — 2060 мм. Это сразу выделяется у A320neo наличием мотогондол большего размера по сравнению с классической версией самолета A320.
LEAP-1A имеет девять ступеней КВД и семь ступеней ТНД, а также две ступени ТВД. PW1127G же три ступени КНД, восемь КВД, двухступенчатую ТВД и трехступечатую ТНД.
У семейства Airbus A320 есть и другие варианты (A318, A319, A321). О них напишем в других статьях.